00:31 Спасти человека - Часть 5 | |
Герметическая оболочка для аварийной эвакуации астронавта и последовательность «упаковки» человека в нее. Устройство скафандра Г. Гриффина, предназначенного для Луны и Марса. Цифрами обозначены: 1 – сигнальный прожектор; 2 – фары освещения; 3 – видеокамера; 4 – радиоантенна; 5 – створки; 6 – наушники; 7 – приборы наблюдения; 8 – микрофон; 9 – спинной люк; 10 – жесткий корпус; 11 – ранец системы жизнеобеспечения; 12 – рукоятка открытия ранца‑скафандра; 13 – плечевые замки; 14 – пояс; 15 – комбинезон для защиты от перегрева и микрометеоритов. Стыковка «Аполлона» и «Союза» на орбите. Как уже говорилось, обычно корабль входит в плотные слои атмосферы плавно, по так называемой аэродинамической траектории. Перегрузки космонавтов, нагрев поверхности корабля из‑за трения о воздух растут постепенно… Но в данном случае корректировать траекторию было нечем, ведь основная двигательная установка оказалась неисправной. Оставался аварийный вариант – дать тормозной импульс резервной установкой, а потом опять‑таки производить спуск по неуправляемой, баллистической траектории. «Впечатление было такое, что на грудь въехал „запорожец“», – вспоминал потом Николай Николаевич Рукавишников. Тренированные люди с честью выдержали испытание. Оказался достаточным запас прочности и у техники… СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ. Ну а если бы двигатели на «Союзе‑33» совсем отказали? Что тогда?… И над этой проблемой подумали специалисты. «Несмотря на все принимаемые меры, нельзя исключать из рассмотрения ситуацию, когда космический корабль может нуждаться в срочной помощи…» Это сказал еще в 1975 году член‑корреспондент АН СССР К. Д. Бушуев, технический директор советской стороны международного проекта «Союз»‑«Аполлон». Именно тогда наши и американские специалисты привели в соответствие стыковочные устройства на своих кораблях, чтобы они могли состыковаться друг с другом и спасти терпящих бедствие на орбите. Поначалу ведь каждая сторона развивала свои спасательные системы самостоятельно. Правда, сходность решаемых задач привела к тому, что системы на кораблях «Меркурий» и «Аполлон» получились аналогичными нашим. Правда, в «Аполлоне», который создавался одновременно с «Союзом», спускаемый аппарат находился в самом верху и не было необходимости спасать весь приборно‑агрегатный отсек. Отпадала нужда и в решетчатых крыльях, так как относительная масса двигателя системы спасения уменьшалась. Тем не менее и в американских, и в российских кораблях масса спасательной ракеты довольно велика и в нормальном полете, когда все работает «штатно», через две минуты после старта двигательная установка САС сбрасывается. Еще через полминуты отстреливается головной обтекатель, а корабль и ракета продолжают путь на орбиту. | |
|