00:10 Растерзанный РНИИ - Часть 2 | |
Ракета ГДЛ. Тихомиров получил какие‑то деньги и смог отказаться от ранее применявшегося в ракетах черного дымного пороха. На смену ему пришел стабильно горящий бездымный пироксилиновый порох. В 1925 году Гидродинамическую лабораторию, набиравшую все больше сотрудников, перебазировали в Ленинград. РУБЕЖ – 100 КИЛОМЕТРОВ. В 1929 году в ГДЛ был организован новый отдел, руководителем которого стал В. П. Глушко. Он стал заниматься разработкой жидкостных реактивных двигателей и создал их более полусотни – от ОРМ‑1 по ОРМ‑52. Кстати, ОРМ – это аббревиатура слов «Опытный ракетный мотор». Все разработки отдела Глушко перечислить здесь невозможно – получилась бы отдельная книга. А потому скажем коротко. Как и у других ракетчиков, двигатели Глушко получались поначалу довольно капризными. Тем более что он с самого начала стал работать с довольно необычными смесями – четырехокисью азота (в качестве окислителя) и толуолом. Взрывы и отказы следовали один за другим, однако со временем разработчики накапливали опыт, и к началу 30‑х годов двигатели стали работать более‑менее устойчиво. Так, скажем, в 1931–1932 годах на двигателе ОРМ‑16 группа Глушко провела более 100 огневых стендовых испытаний. А к 1933 году отдел Глушко пришел с наиболее мощным в то время ЖРД ОРМ‑52, который развивал тягу до 300 кг и имел скорость истечения газовой струи 2060 м/с. Двигатель работал на смеси азотной кислоты и керосина и весил всего 14,5 кг. Однако В. П. Глушко не успокоился и на этом. Он поставил перед собой цель: ракета с его двигателем должна первой одолеть рубеж высоты в 100 км. Для этого он предложил проект PЛA‑100 («Реактивный летательный аппарат с высотой подъема 100 километров»). Ракета «РЛА‑100», спроектированная в ГДЛ. Согласно расчетам, стартовый вес этой ракеты должен был составлять 400 кг, из них на топливо с окислителем приходилось 250 кг. Для успешного полета требовалось довести тягу двигателя до 3000 кг, и Глушко со своим отделом снова с головой ушел в работу. Впрочем, проект PЛA‑100 в те годы так и остался мечтой. На летные испытания удалось вывести лишь экспериментальные ракеты PЛA‑1, PЛA‑2 и РЛА‑3, способные осуществить вертикальный взлет на высоту порядка 4 км. Правда, Глушко тем временем придумал ЭРД – электрический ракетный двигатель. Принцип действия такого двигателя был довольно прост: в камеру сгорания подается электропроводящее вещество, через которое проводится мощнейший электрический разряд. При этом вещество или рабочее тело мгновенно испаряется и под большим давлением выбрасывается через сопло наружу, создавая тягу. Идея показалась многим интересной. Над ее осуществлением много экспериментировали, но довести ее до реализации смогли лишь много десятилетий спустя – в 70‑е годы XX века. Теперь электроракетные двигатели все больше начинают использоваться в качестве маневровых на аппаратах, работающих на орбите и в межпланетном пространстве. Но создать «Гелиоракетоплан», как предлагал Глушко, пока никому не удалось. Слишком мала тяга такого двигателя. | |
|