00:52 Противостояние «челноков» - Часть 4 | |
В постановлении, в частности, предлагалось организовать в Министерстве авиационной промышленности научно‑производственное объединение «Молния» во главе с авиаконструктором Г. Е. Лозино‑Лозинским. НПО должно было сконструировать орбитальную ступень и подготовить комплект документации для ее изготовления. Само изготовление и сборка планера, создание наземных средств его подготовки и испытаний, а также воздушная транспортировка на Байконур были поручены Тушинскому машиностроительному заводу. Главная роль в разработке ракеты‑носителя и общее руководство сборкой системы в целом оставались за НПО «Энергия». Заказчиком проекта выступало Министерство обороны. Окончательный проект был утвержден В. М. Глушко 12 декабря 1976 года. Летные испытания планировалось начать во втором квартале 1979 года. «Буран» рассчитывался на 100 рейсов и мог выполнять полеты как в пилотируемом, так и в автоматическом варианте. Максимальное количество членов экипажа – 10 человек, при этом шестеро из них могли быть космонавтами‑исследователями. Расчетная продолжительность полета 7‑30 суток. При посадке, обладая достаточными аэродинамическими качествами, корабль мог совершать маневр в атмосфере до 2000 км. Заход на посадку был выверен не только теоретически, но и практически с помощью летающего аналога «челнока». Первым испытателем корабля‑аналога стал Игорь Волк, руководитель группы кандидатов на полеты по программе «Буран», в которую, кроме него, входили Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Иван Бачурин, Алексей Бородай и Анатолий Левченко. Некоторые из испытателей даже совершили тренировочные полеты на орбиту на кораблях «Союз». ПЕРВЫЙ И ОН ЖЕ ПОСЛЕДНИЙ… За время подготовки программа первого полета орбитального самолета «Буран» неоднократно пересматривалась. В конце концов остановились на самом простом: «Буран» взлетает, делает виток и садится в автоматическом режиме. Тем временем возникла еще одна проблема. Умер В. М. Глушко, и встал вопрос, кто встанет у руля НПО «Энергия». Заместителю Юрию Семенову предстояло доказать, что он достоин этого поста, что оказалось совсем непростым делом. Как водилось в СССР, запуск космического самолета хотели приурочить к очередной годовщине Октябрьской революции. Поэтому к 9 октября работы по подготовке комплекса «Энергия‑Буран» были завершены, и утром 10 октября огромный установщик массой 3,5 тысячи тонн с ракетой и кораблем с помощью четырех синхронизированных мощнейших тепловозов поплыл в сторону старта. Спустя две недели, 26 октября Государственная комиссия на основе докладов о готовности систем ракеты‑носителя, орбитального корабля и комплекса в целом разрешила техническому руководству приступить к заключительным операциям, заправке и осуществлению пуска комплекса «Энергия‑Буран» под индексом 1Л29 октября 1988 года в 6 часов 23 минуты. Однако утром 29 октября, когда уже начались автоматические операции подготовки старта, прошла команда «отбой» из‑за неготовности одной из систем. | |
|