Четверг, 21.11.2024, 18:07
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Декабрь » 13 » Наследники «Бурана» - Часть 1
00:53
Наследники «Бурана» - Часть 1

Правда, в то время и позднее в правительство поступало немало предложений о создании более простых и дешевых авиационно‑космических систем. Вспомним хотя бы о некоторых.

ПРОЕКТ НПО «ЭНЕРГИЯ». Так, на основе опыта по созданию орбитального корабля «Буран» в НПО «Энергия» по указанию главного конструктора Юрия Семенова и под руководством Павла Цыбина с 1984‑го по 1993 год был разработан ряд проектов многоразовых кораблей малой величины, с массами от 15 до 32 т.

Американский «Шаттл» в исходном варианте.

Например, аэродинамическая схема пилотируемого многоразового корабля ОК‑М была аналогична аэродинамической схеме корабля «Буран». Но поскольку его габариты (длина – 15 м, высота – 5,6 м, размах крыла – 10 м, масса полезного груза – до 3,5 т, состав экипажа – 2 пилота, 4 космонавта‑исследователя) были существенно меньше, то в качестве носителя вполне могла бы использоваться двухступенчатая ракета «Зенит» конструкции НПО «Энергия».

Американский «Шаттл» в облегченном варианте.

МАКС ВЕРХОМ НА «МРИИ». Еще один проект предложил в 1982 году генеральный конструктор НПО «Молния» Г. Е, Лозино‑Лозинский. Он получил название МАКС, то есть «Многоразовая авиационно‑космическая система». В 1988 году был разработан проект системы (220 томов) и создано несколько ее моделей.

Система МАКС состоит из дозвукового самолета‑носителя и установленной на нем орбитальной ступени с внешним топливным баком. В качестве первой ступени МАКСа планировалось использовать тяжелый самолет Ан‑225 («Мрия») или сверхмощный двухфюзеляжный самолет «Геракл», который еще предстояло построить.

По вариантам второй ступени система МАКС имеет три модификации: МАКС‑ОС, МАКС‑Т и МАКС‑М. В первом случае используются орбитальный многоразовый самолет и одноразовый топливный бак. Для выведения на орбиту тяжелых (до 18 тонн) полезных нагрузок предназначена модификация МАКС‑Т, имеющая вторую беспилотную ступень одноразового применения. Наконец, МАКС‑М – многоразовый беспилотный орбитальный самолет, топливные баки которого включены в конструкцию самого планера.

Система МАКС, по расчетам, мота снизить стоимость выводимых в космос грузов до 1000 долларов за килограмм (против 11 000‑25 000 долларов за килограмм по нынешним ценам). Причем базировать МАКС собирались на аэродромах 1‑го класса, дооборудованных средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплексов.

На состоявшемся в ноябре 1994 года в Брюсселе Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель‑Эврика‑94» программа МАКС получила золотую медаль и специальный приз премьер‑министра Бельгии.

Однако после смерти Главного конструктора системы интенсивность проталкивания проекта резко снизилась. И МАКС скорее всего, так и останется в истории лишь в виде макетов да чертежей.

КОСМИЧЕСКИЕ «МИГИ». Среди относительно недавно выдвинутых проектов воздушно‑космических самолетов в особую группу можно выделить аппараты, разрабатываемые в авиационном конструкторском бюро имени Микояна: МиГ‑2000 и МиГ‑АКС.

Категория: Еще о «звездных войнах» | Просмотров: 728 | Добавил: spb_serge | Рейтинг: 0.0/0