00:54 На смену «Шаттлу» - Часть 3 | |
Первые испытания параплана состоялись в 1996 году, а первые полеты Х‑38 на подвеске самолета В‑52 начались в феврале 1997 года. Спасательный космоплан Х‑38 не имеет собственных двигателей и представляет собой летательный аппарат с несущим корпусом. Возвращение на Землю будет проходить по той же схеме, как и возвращение «Спейс Шаттла». И только на завершающем этапе будет выпускаться параплан. На Х‑38 не будет ручного управления – процедура входа в атмосферу и спуск предполагается полностью автоматизировать. Двухмодульный воздушно‑космический корабль. Габариты Х‑38: длина – 8,7 м, диаметр – 4,4 м, масса – 8163 кг. Количество спасаемых астронавтов – до 6 человек. Система жизнеобеспечения рассчитана на четыре дня. Продолжительность эксплуатации в качестве модуля МКС – 4000 суток. Испытания демонстрационной модели космоплана Х‑38 проводились в Летно‑исследовательском центре НАСА имени Драйдена, расположенном на территории базы ВВС «Эдвардс» (штат Калифорния). В марте 1998 года первую модель постигла неудача: во время самостоятельного полета парашют‑крыло был поврежден и Х‑38 разбился. После этого было принято решение об укреплении его конструкции. Уже в феврале 1999 года вторая модель, получившая условное обозначение V‑132, была готова к испытаниям. Первый самостоятельный полет второй модели состоялся 6 февраля 1999 года. Х‑38 отделился от самолета‑носителя В‑52 на высоте 6700 м. Несколько минут он находился в свободном полете, после чего над ним раскрылся параплан, и через 12 минут Х‑38 приземлился. Ныне же, пока испытания Х‑38 продолжаются, роль «спасательной шлюпки» на Международной космической станции исполняет российский космический корабль «Союз». НА ВЕРТОЛЕТЕ ИЗ… КОСМОСА? В марте 1999 года американская компания «Ротари Рокет», которую возглавляет известный специалист по аэрокосмической технике Гарри Хадсон, продемонстрировала опытный образец оригинального 135‑тонного двухместного космического корабля многоразового использования. В отличие от «Шаттла» новый корабль, получивший название «Ротон», не имеет узлов, отстреливаемых во время полета. Весьма оригинальна и двигательная установка аппарата. Ее основой служит 7‑метровый вращающийся диск, по окружности которого размещено 96 ракетных двигателей с камерами сгорания размерами с… консервную банку каждый! Компоненты топлива – керосин и жидкий кислород – поступают в них под действием центробежной силы. Поэтому перед взлетом диск с двигателями раскручивается от внешнего привода на стартовой площадке. Вращение диска в полете поддерживается благодаря тому, что каждое из сопел чуть наклонено в одну сторону. Создаваемый таким образом гироскопический момент помогает кораблю устойчиво держаться на курсе. | |
|