00:54 На смену «Шаттлу» - Часть 2 | |
Тем не менее Рутан был уверен в надежности своих технологий, и они его не подвели. Правда, в первом зачетном полете ракетоплан после отделения от носителя вдруг начал самопроизвольно выполнять восходящие «бочки», и пилоту с трудом удалось справиться с управлением. Но вот второй полет прошел безукоризненно. Таким образом, команде Рутана, работавшей на деньги одного из основателей фирмы «Майкрософт», Пола Аллена, удалось опередить всех своих конкурентов. А их немало. В космической гонке участвовали свыше двух десятков коллективов из Аргентины, Канады, России, Англии и США. Правда, мало кому удалось продвинуться дальше чертежей или даже голой идеи. Лишь канадцы смогли провести испытания своей конструкции, состоявшей из ракеты, подвешенной к стратостату – воздушному шару, способному подниматься на высоту около 20 км. Но и они не смогли составить конкуренцию американцам. Команда Рутана опередила всех. ПРОГРАММА «RLV». Правда, серьезные исследователи космоса, например, академик Роальд Санеев, относятся к «Шаттлу» Рутана довольно скептически. «Одно дело вывезти туристов в суборбитальный полет, длящийся всего несколько минут, и совсем другое – отправить человека на орбиту, – рассуждает ученый. – Здесь нужны иные мощности и иные затраты, превосходящие нынешние в десятки, а то и в сотни раз. Тем не менее частная инициатива подстегнет руководителей НАСА и других авиационно‑космических организаций, заставит их приложить все усилия к преодолению того застоя, который наблюдается в пилотируемой космонавтике последние десятилетия…» Одной из таких попыток является программа РЛВ (RLV – сокращение от английского «Reusable Launch Vehicle», «Космический корабль многоразового использования»). Она осуществляется в тесной кооперации НАСА с аэрокосмической промышленностью США. Поначалу итогом программы должно было стать создание к 2004 году корабля многоразового использования «Вентура Стар» («Venture Star») конструкции фирмы «Локхид‑Мартин». Согласно проекту, который оценивается в 5 млрд. долларов, он должен был выводить на околоземную орбиту полезный груз массой 22,5 т. Однако предварительные испытания показали низкую надежность и этого проекта. Ныне работы по нему заторможены. Вполне возможно, что они будут и вообще прекращены, поскольку у НАСА есть и альтернативные проекты. «СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА» ДЛЯ МКС. Официально это устройство называется: космоплан Х‑38. Известен он также под обозначением Х‑35 и X–CRV, представляет собой прототип спасательной «шлюпки» для экипажа Международной космической станции (МКС). Он может быть использован и в качестве транспортного корабля, выводимого в космос ракетой‑носителем «Ариан‑5» («Ariane‑5»). Разработка космической спасательной «шлюпки» началась еще в 70‑х годах XX века. Современный вариант основывается на конструкции челнока Х‑24А. Главной «изюминкой» нового проекта является использование параплана в качестве тормозящего и посадочного средства. | |
|